ГУРЕВИЧ, Михаил Иосифович [31.XII.1892(12.I.1893) – 21.XI.1976] — инженер-авиаконструктор, изобретатель, доктор технических наук.
Родился в с.
Рубанщина Суджанского уезда
Курской губернии в семье механика-наладчика оборудования на винокуренном заводе купца Ф. М.
Тахтамирова.
Окончил Курскую мужскую
гимназию с серебряной медалью, затем учился на механическом факультете Харьковского университета, но через год изгнан за участие в антиправительственных выступлениях.
Продолжил учёбу в университете г. Монпелье (Франция) и после перерыва, связанного с Первой мировой войной (в 1917) вновь поступает в Харьковский университет, который с перерывами, вызванными
Гражданской войной, заканчивает в 1925 г.
Тогда же издал первый печатный труд «Практическое руководство в постройке планера» и защитил дипломный проект «Пассажирский аэроплан».
В 1929 г. в поисках работы переехал в Москву и поступил в конструкторское бюро П. Ришара, которого советское правительство пригласило из Франции для создания первых советских гидросамолётов.
Свободно владея английским, немецким, французским, итальянским и латинским языками, Гуревич блестяще сдал Ришару «вступительный экзамен» на французском языке.
После отъезда Ришара на родину (в 1932) М. Гуревич под руководством С. И. Кочерыгина стал работать в бригаде, конструировавшей штурмовики, и выполнил первую самостоятельную работу — проект штурмовика ТШ-3.
Перешёл в конструкторское бюро Н. Н. Поликарпова, разрабатывавшее истребители.
В 1936 г. М. Гуревича включают в состав, направляемой в США делегации советских специалистов для закупки лицензии на производство в Советском Союзе американских самолётов «Дуглас ДС-3».
М. Гуревич принимает и перерабатывает американскую техническую документацию и технологическое оборудование на лицензионный самолёт «Дуглас» и запускает его в производство. Под названием Ли-2 этот самолёт выпускался на советских заводах более 20 лет. Отдельные его образцы до сих пор (1996) используются в авиации специального назначения.
В 1939 г. правительством СССР принято решение об организации нового авиационного конструкторского бюро, которое возглавил Артем Иванович Микоян, а М.И. Гуревич стал его заместителем.
5 апреля 1940 г. создан первый истребитель МиГ-1 нового поколения, названный по первым буквам фамилий его авторов.
14 апреля 1946 г. успешно опробован первый реактивный истребитель МиГ-9.
В 1954 г., после ухода А.И. Микояна, КБ возглавил М.И. Гуревич. В серийное производство запущен первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Затем один за другим следуют всепогодные дальние истребители-перехватчики И-320, Е-150, МиГ-25.
Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолётами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством М. Гуревича.
Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых М. Гуревичем, воплощён в конструкциях МиГ-29 и МиГ-31 уже после его ухода на заслуженный отдых в возрасте 72 лет.
Наряду с созданием боевых самолётов М.И. Гуревич возглавил принципиально новое для авиационных конструкторов направление работ по разработке и выпуску управляемых крылатых ракет и сделал КБ «МиГ» мировым лидером в производстве оружия этого класса в то время.
Награды: шесть орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали. Лауреат шести Государственных премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953) и одной Ленинской премии (1962),
Герой социалистического труда (1957).
14 июня 2021 г. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина
аэропорту Курск (Восточный) присвоено имя М.И. Гуревича.
Соч.:
Астрономическая навигация. М., 1940.
Об одной схеме струйного обтекания плоской пластинки. М. 1947.
Полутело конечного сопротивления в дозвуковом потоке. М., 1947.
Ист.: В. Руденко. Имя он свое оставил самолетам. Курская правда от 17.08.96.